«Умные» дома в России. Настоящее и будущее smart-технологий в строительстве
- 636
- 0
По мнению экспертов международной исследовательской корпорации IDC (International Data Corporation), 2019 год пройдет под эгидой технологического развития. Ключевым словом нового времени будет слово «smart» («умный»). Именно поэтому темой январского Архитектурного завтрака компании РЕХАУ стали «умные» дома — одно из самых интересных, но вместе с тем и неоднозначных явлений в современном строительстве. Дискуссия состоялась 31 января в Москве.
Внедрение технологий автоматизации и популяризация «умных» домов в России относится к числу задач, для решения которых необходимо выслушать мнения разных сторон. Первый в 2019 году Архитектурный завтрак позволил сделать это в полном объеме.
В своем приветственном слове Андрей Белоедов отметил, что всплеск интереса к «умным» домам и технологиям является следствием глобальной «цифровизации» человеческой жизни. То, что еще вчера казалось странным и непонятным, сегодня служит верным помощником миллионам людей по всему миру. Новые свойства приобретают даже привычные предметы, в частности, окна и мебель. Примеры расширения их функциональных возможностей были представлены на крупнейших европейских строительно-интерьерных выставках BAU и IMM Cologne. Последнюю компания РЕХАУ посетила в качестве участника, продемонстрировав там сенсорные мебельные фасады и другие разработки, совместимые с концепцией «умных» домов.
Но каким должен быть дом, чтобы считаться «умным»? По словам участников дискуссии, понятие «умного» здания в нашей стране часто трактуется неправильно (причем не только людьми, далекими от темы, но и некоторыми представителями профессионального сообщества). В сознании большинства современных потребителей Smart House — это роботы-пылесосы, розетки с модулем Wi-Fi и лампочки, которыми можно управлять с помощью смартфона. Технологии, безусловно, полезные, однако, как отметили специалисты, в реальности они лишь идут в ногу с трендом под названием «Интернет вещей» (IoT). Сам дом (как экосистема) при этом «умным» не становится. Чтобы сделать его таковым, необходимо нечто большее, а именно программная и техническая платформа, которая объединит все коммуникации в общую сеть и позволит подключать их облачным сервисам. Кроме того, классическая концепция Smart House предполагает наличие у здания таких качеств, как энергоэффективность, а также высокий уровень комфорта и безопасности жильцов.
Гости Архитектурного завтрака выразили уверенность, что причина столь сильной разницы в трактовках — информационный вакуум в сфере строительства и оснащения «умных» домов. В России пока нет шоу-румов, куда можно прийти и «пощупать» доступные на рынке решения. Есть только уверения компаний-интеграторов технологий, что «все будет работать в лучшем виде». А еще есть смета, при взгляде на которую любой рациональный заказчик (то есть человек, который хочет не произвести впечатление на друзей, а реально сэкономить на эксплуатации) просто хлопнет дверью, назвав такой дом игрушкой для богатых.
Подобная реакция обусловлена тем, что компании-интеграторы стремятся продать комплексные решения «под ключ», а если говорить своими словами — пытаются установить клиенту все разработки из своего каталога. Цена у такого оснащения будет соответствующей. Небольшие заказы, например, по внедрению ИТ-платформы без сопутствующих устройств, интеграторам обычно не интересны. Участники январской дискуссии РЕХАУ сочли такой подход понятным с точки зрения психологии, но нерациональным, когда речь идет о бизнесе, в особенности — бизнесе, только набирающим популярность в России. По их мнению, гораздо больший эффект может дать предложение, целиком и полностью ориентированное на потребности клиента. Имея возможность выбирать самое нужное, заказчик сможет не только получать максимально персонализированные продукты, но и экономить еще на стадии проекта. Во многих сделках эта опция является ключевой при принятии решения.